Фонд Фёдорова

Своей миссией Фонд «Первопечатника Ивана Фёдорова» считает сохранение, распространение и развитие русского языка, традиций книгоиздания и просвещения.

Об Иване Фёдорове

ФЁДОРОВ, ИВАН ФЁДОРОВИЧ (Московитин Иван Фёдорович) (ок. 1510–1583) – основатель русского книгопечатания в России и на Украине.


Генеалогическая трактовка его типографского знака, тождественного с гербом белорусского шляхетского рода Рагоза, дает основания предполагать о его связи с этим родом либо по происхождению, либо в результате приписки к гербу «Шренява» — в другом прочтении «Сренява» — так называемым «актом адаптации»; к этому гербу принадлежало несколько десятков белорусских, украинских и польских фамилий. По одной из версий, он был родом из Петковичей, на границе современной Минской и Брестской областей.

Учился в университете в г. Кракове. В юности (1530–1550) жил и работал на Украине, был известен как пушечный мастер (изобрел многоствольную мортиру). Предположительно, именно там узнал о типографском деле: в Кракове в конце 15 в. книги на кириллице печатал Швайполт (Святополк) Феоль; на Западной Руси первые печатные книги на кириллице распространились в начале 16 в. благодаря Франциску Скорине.

По приезде в Москву Иван Фёдоров оказался в окружении митрополита Макария. В Москве Иван получил должность дьякона в церкви Николы Гостунского в Кремле и вскоре принимал участие в работе комиссии по «исправлению» церковных книг (устранению разночтений). Стремление начать в столице издание книг было вызвано острой потребностью в установлении разночтений в имеющейся канонической литературе, распространением по церквям и монастырям страны выверенных канонических текстов. Второй причиной было стремление предотвратить распространение с запада униатства, поставить преграду католической экспансии на Восток. Необходим был лишь человек, способный технически осуществить эти задачи.


В Москве Иван Фёдоров быстро освоил тонкости типографского искусства в так называемой Анонимной типографии, созданной чуть ранее по инициативе ряда образованных русских людей того времени (игумена Сильвестра, митрополита Макария и др.). До середины 1550-х в ней были изданы первые пробные единичные печатные листы, первые книги (не датированные, без титульных листов, без заглавий). Все они были предназначены для повседневного богослужения (Печатная Триодь, два Евангелия) но способа быстро издавать достаточное количество экземпляров ещё найдено не было. В 1553 по приказу царя в столице началось строительство Государственного печатного двора на Никольском крестце (теперь Никольская улица рядом с Кремлём). При участии митрополита Макария в связи с приближавшимся открытием типографии начали «изыскивати мастерства печатных книг». По просьбе русского царя король Дании послал в Москву мастера печатаного дела, но был ли этот мастер связан с И.Фёдоровым, осталось неизвестным. Так или иначе, но типографию возглавил не иностранец, а Иван Фёдоров, взявший в 1563 в подручные неких Петра Тимофеева сына Мстиславца и Марушу Нефедьева.

19 апреля 1563 «хитрыи мастеры печатному делу» Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец начали работу над своей первой книгой – Деяниями и посланиями святых Апостолов (которые ныне сокращённо именуют Апостол). Работа эта длилась около года. 1 марта 1564 первой государственной типографией в Москве была датирована первая московская печатная богослужебная книга. Сам первопечатник провел большую текстологическую и редакторскую работу над ней, оформил по всем правилам полиграфического искусства того времени. Творчески переработав орнаментальные приёмы школы Феодосия Изографа (ведущего оформителя русской рукописной книги начала 16 в.), заимствовав внешнее оформление у русской миниатюры, Иван Фёдоров сделал в этой книге богатые заставки каждого раздела, красочные виньетки в верхней части страниц, буквицы-инициалы (в начале абзацев), набрал её полууставным шрифтом, разработанным на основе рукописного московского письма середины 16 в.


Вслед за Деяниями св. Апостолов Фёдоров и Мстиславец напечатали Учительное Евангелие, в 1565 – два издания Часовника (Часослова), тоже богослужебную книгу, содержащую молитвословия и песнопения для ежедневных церковных служб. Она стала использоваться как учебная книга для обучения чтению.

Отношение к новшеству вызвало протест значительной группы духовных лиц. Рукописное создание Апостола обычно начинался после молитв и омовений; бездушный же типографский станок воспринимался ими как нечто нечистое. Кроме того, новые веяния в книжном деле вызвали протест монахов-переписчиков (их труд становился невыгоден, станок позволял печатать книги быстрее и дешевле). Печатников обвинили в распространении ереси. Поскольку же главный защитник Ивана Фёдорова – митрополит Макарий умер в 1563, первопечатники остались без покровительства. В 1566 в их типографии произошел пожар (возможно, следствие поджога), и они приняли решение срочно покинуть столицу Московии. «Зависть и ненависть нас от земли и отечества и от рода нашего изгнали и в иные страны, неведомые доселе», – записал позже И.Фёдоров.

Первопечатники бежали в Литву, забрав с собой 35 гравированных досок. Будучи радушно принятым польским королём Сигизмундом, Иван Фёдоров нашел пристанище у польского гетмана Ходкевича, мецената и просветителя, который в своём имении Заблудове (недалеко от Гродно в Белостоцком воеводстве) основал типографию. Первой книгой, отпечатанной в Заблудовской типографии Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем, было Учительное Евангелие (1568), получившее название Заблудовского. В 1569 Пётр Мстиславец уехал в Вильно, где завел свою типографию, а Иван Фёдоров продолжал работать в Заблудово, издав Псалтырь с Часословцем (1570).


Книгопечатание было затратным делом. Когда обедневший к началу 1570-х Ходкевич не смог оказывать материальную поддержку книгоизданию, Иван Фёдоров принял решение уехать во Львов. Здесь в 1573 «дукарь москвитин» («московский печатник») организовал уже собственную типографию и в 1574 сумел переиздать Апостола в количестве более 1000 экземпляров, приложив к изданию собственное послесловие. Тем самым он положил начало книгопечатанию и на Украине. В том же году во Львове им был издан первый русский печатный букварь с грамматикой – Азбука, по его словам – «для пользы русского народа». (Единственный экземпляр Азбуки И.Фёдорова обнаружен в 1939, ныне находится в США в библиотеке Гарвардского университета).

Вскоре Иван Фёдоров воспользовался предложением одного из весьма родовитых князей Речи Посполитой – князя Константина Острожского – устроить новую типографию в главном городе его владений – Остроге на Волыни. Около 1580 по инициативе этого князя там была открыта «Острожская академия семи свободных наук», в которой преподавался и церковно-славянский язык. По предложению и при поддержке князя Иван Фёдоров в 1580–1581 издал тут второе издание Азбуки, напечатал Новый завет с Псалтырью, помещая на обороте титульного листа книги герб князя Острожского. В том же Остроге Иван Фёдоров напечатал алфавитно-предметный указатель Тимофея Аннича под интригующим названием Книжка, собрание вещей нужнейших и не менее оригинальную Хронологию Андрея Рымши – маленькое издание на двух страницах, содержавшее перечень 12-ти месяцев года на церковно-славянском, украинском и еврейском языках с указанием важнейших событий и праздничных дней в каждом месяце. Здесь же Иваном Фёдоровым была издана знаменитая Острожская Библия – первая полная Библия на церковно-славянском языке. Отпечатанная крупным, новым для того времени шрифтом, на 628 листах, она являла собой шедевр технического исполнения и художественного вкуса (до наших дней дошло около 300 её экземпляров). Доски Ивана Фёдорова с разработанным им для этой книги шрифтом хранились долго у его последователей уже после его смерти, а некоторые из них были в рабочем состоянии еще в течение почти 200 лет. Живя в Остроге, Иван Фёдоров часто наезжал в Краков «по делу отлития малой войсковой пушки». В те же годы он побывал в Вене, Дрездене, до последних дней жизни интересуясь развитием технической мысли в западных странах и пытаясь добиться признания своих изобретений. В начале 1583 он демонстрировал в Вене императору Рудольфу придуманную и сконструированную им «складную пушку».

5 декабря 1583 И.Фёдоров умер. Похоронен во Львове в Святоонуфриевском монастыре. В 1977 здесь был открыт музей Иванова Фёдорова. В 1990 монастырь попал в руки монахов-базилиан, которые этот музей ликвидировали.

К настоящему времени известны двенадцать печатных изданий Ивана Фёдорова – памятники русского типографского искусства. Отлитые Фёдоровым шрифты прекрасно читаются, заставки, концовки, заглавные буквицы отличаются удивительной тонкостью работы (миниатюры евангелиста Луки, псалмопевца Давида, гербы гетмана Ходкевича, князя Острожского, города Львова). Все они сопровождаются издательским знаком самого первопечатника – инициалами «И.Ф.». Отличительная особенность книг Федорова – наличие в них авторских предисловий и послесловий, написанных живым разговорным языком от имени печатника. В них содержится история создания его книг, биографические сведения об авторе-издателе. После отъезда Ивана Фёдорова в Литву книгопечатание в Москве было перенесено в Александровскую слободу, но в конце 16 в. вернулось в столицу. Ученики Фёдорова – печатники Тимофей Невежа, Андроник и Иван Невежины, Никифор Тарасиев и другие – продолжили его дело, издав около 20 печатных книг, причём в 1597 Апостол был снова издан тиражом в 1050 экземпляров. В 1909 в центре Москвы, рядом с Китайгородской стеной, где в 16 в. находился Государев печатный двор, был воздвигнут памятник Ивану Фёдорову (скульптор С.М.Волнухин). В 1998 на Московском подворье Троицко-Сеогиевской лавры была освящена икона, изображающая митрополита Макария и первопечатника диакона Ивана Фёдорова рядом с типографским станком – первое изображение печатной машины и первопечатника на православной иконе.